Секреты устойчивости автомобиля в движении

Секреты устойчивости автомобиля в движении

Под устойчивостью автомобиля понимают его способность удерживать прямолинейный курс под влиянием любых внешних факторов: выбоин и ухабов разбитой дороги, рысканья машины под воздействием ветра, тяги двигателя и тормозной системы.

Обратите внимание на работу водителя

Хорошей иллюстрацией служат видеоролики (кустарного и профессионального производства) любителей поговорить за рулём о недостатках или преимуществах своей машины. Сам рассказ, как правило, снимается на видео вживую, во время реального движения по улицам города.

Необходимость работать на камеру заставляет выполнять манипуляции по управлению машиной автоматически, «на рефлексах». В таких эпизодах заметно, как водитель, проговаривая на камеру отработанный тест, не отвлекается от дороги, внимательно контролирует обстановку впереди машины и, самое главное, своевременно устраняет отклонения от курса, регулярно подрабатывая рулевым колесом. В этом, собственно, и состоит работа водителя — удерживать заданный курс и режим движения автомобиля.

Почему устойчивость так важна для автомобиля?

Способность удерживать курс неразрывно связывают с такой конструктивной характеристикой, как поворачиваемость автомобиля. Обычно автомобили разделяют на три условные группы. К первой относятся модели с избыточной поворачиваемостью, ко второй и третьей, соответственно, с недостаточной и нулевой поворачиваемостью. Первая группа — это машины с высокой маневренностью и очень малым дорожным просветом.

Подвеска отрегулирована таким образом, чтобы колеса легко меняли угол поворота при любых траекториях. Центр тяжести такой машины опущен до предела, установлены сверхжесткие пружины и самые мощные амортизаторные стойки. В противном случае такой автомобиль рискует опрокинуться уже на скорости 60-70км/ч. Это машины спортивного исполнения, они всегда оснащаются системами электронной стабилизации курса. Обычный автомобиль с избыточной поворачиваемостью хоть и будет маневренным, но всегда обречен ездить медленно и аккуратно. Управлять таким транспортом достаточно тяжело. Обычные серийные модели выпускаются с недостаточной или нулевой поворачиваемостью. Благодаря этому обеспечиваются относительно комфортные условия управления.

При небольшом увеличении поворачиваемости автомобиля нагрузка на водителя возрастает в разы, при 30% потере устойчивости безопасное движение на автомобиле становится проблематичным. Как правило, такие изменения в подвеске происходят вследствие регулярных ударов при попадании колес в ямы, ударов о бордюр, разбалансировки колес.

Что обеспечивает устойчивость движения

Первую скрипку в обеспечении стабильности курса играет передняя подвеска, точность регулировки углов «развал-схождения» колес. Система шаровых опор на двухрычажной подвеске позволяет колесу с небольшим усилием поворачиваться вокруг воображаемой вертикальной оси, проходящей через центры опор. Конструкция подвески выполнена таким образом, что при повороте, благодаря реакции шаровых опор на усилие от поворотной рейки, кузов автомобиля слегка приподнимается. Вес кузова через рычаги и опоры подвески создает поворачивающий момент, стремящийся вернуть колесо в начальное положение, соответствующее прямолинейному движению. Для согласования усилий, действующих на передние колеса, переднюю подвеску оснащают стабилизатором, позволяющим увеличить общую способность колес противостоять возмущающим усилиям от ям и неровностей на дороге. Точность регулировки подвески — это первый и главный вклад в стабильность курса.

Какие факторы могут привести к потере устойчивости на дороге

Ухудшение курсовой устойчивости из-за неправильного распределения веса возможно в случае:

  • если вес поклажи значительно превысит допустимую норму, и при этом вся нагрузка придется на багажник или багажник на крыше;
  • если на переднем мосту стоят неотбалансированные колеса или колеса с различным давлением воздуха в шинах;
  • если одна из амортизаторных стоек потеряла несущую работоспособность гасить колебания и раскачивания кузова;
  • пластиковые вкладыши на сошках и рулевых тягах изношены сверх допустимого предела, в таких случаях необходимо обратить внимание на возможное возникновение люфта в рулевой рейке.

В последних трех случаях единственно правильным решением будет проведение срочного ремонта своими силами или с помощью специалистов СТО.

menu
menu