Предназначены ли наши глаза для вождения?
Орган зрения человека устроен так, что может с высокой четкостью и контрастом воспринимать только изображения, попадающие в зону, относительно приближенную к мнимой линии, проходящей через центр сетчатки (центральную ямку), и центр хрусталика. Отдаляясь от этой лини, картинка становится размытой и частично не воспринимаемой. Способность видеть размыто объекты, отдаленные от мнимой линии, называется периферийным зрением. Человек видит объекты, размещенные с отклонением боле 20 градусов от мнимой центральной линии (водители называют ее линей прямой видимости). Острота их восприятия составляет 1/10, чего недостаточно для формирования хорошего изображения. Инструктор по вождению знает это. Он предложит пройти интересный тест:
- Отойдите от машины на 10 метров.
- Посмотрите на нее. Отведите взгляд вправо, потом влево на расстояние составляющее ширину автомобиля.
- Попробуйте прочитать номерной знак, не возвращая взгляд на машину.
- Проделайте то же самое на дистанции 5 м.
Периферийное зрение не способно рассмотреть мелкие детали, а большой, надвигающийся автомобиль заметит. По-другому обстоит дело с мотоциклом или велосипедом.
По какой причине это происходит?
Человеческому мозгу свойственна инертность восприятия увиденного. Он принимает информацию импульсами, с частотой 24 раза в секунду. Дальше за дело берется ЦНС. Если медленно перемещать взгляд по объекту, или же он перемещается перед глазами, сознание успевает уловить и запомнить мелкие детали – кадры. Идентичные – сопоставляются, образуя картинку. Важна и скорость реакции человека, которая увеличивается с опытом. Мелкие детали, увиденные периферийным зрением или несущиеся на большой скорости, остаются не воспринятыми, так как не попали в момент 1/24 сек., и не зафиксировались в мозгу.
Если же смотреть на несущийся объект с большого расстояния – картинка воспринимается четко. На дороге все перемещения происходят быстро и следить нужно за всем, что находится вокруг на все 360. Стойки дверей и окон создают слепое пятно, ограничивающее обзор. В таких условиях мотоцикл и еще более мелкий велосипедист может оказаться невидимым. В темное время суток, когда из-за отсутствия достаточного освещения, к власти приходит хроматическое (черно-белое) зрение, ситуация усугубляется.
Предупрежден – значит вооружен. Теперь, имея эти знания, предпринимаем следующее:
- Приближаясь к перекресткам, замедляемся. Это даст возможность увидеть и среагировать на препятствия, ранее не заметные.
- Рассредоточьте взгляд на три разных расстояния от машины: ближе, дальше и далеко. С появлением привычки, перефокусировка глаз будет занимать доли секунды.
- Как минимум, дважды осмотритесь по сторонам.
- Наклоняясь вперед-назад, загляните за стойки дверей.
- Лобовое стекло должно быть чистым, пятна на стекле отвлекают и ухудшают восприятие.
- Учтите – если вы уткнулись в дисплей телефона, все что происходит на дороге для вас «тайна за семью печатями». Вы не видите дороги, внимание совершенно отключено от управления автомобилем, так как занято телефоном.
Сконцентрироваться на описанных здесь деталях поможет личный инструктор. Он поможет, чтоб правильное поведение на дороге превратилось в привычку.